![]() |
||||||
НАЗАД |
НА ГЛАВНУЮ |
О РЕСУРСЕ |
РАБОТЫ |
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
ССЫЛКИ |
Трудно приурочить происхождение «токе фламенко» к конкретному периоду или месту. Если рассматривать гитару как струнный музыкальный инструмент, то вполне ясно можно проследить путь её развития, начиная с древних кифар Ближнего и Среднего Востока и заканчивая современными формами стратакастер. Но с самой музыкой несколько сложнее: происхождение токе фламенко можно считать от 18-го века н.э. (Андалузия), а можно и на порядок ранее – древнейшие музыкальные системы Индии (далее – «канте хондо»). Данная статья рассматривает как раз индийские корни фламенко. Для детального анализа условно можно разделить испанскую народную музыку на две разновидности: 1. Композиции, в основе которых лежат три базовых мажорных аккорда (тоника, субдоминанта, доминанта), например C – F – G (далее «тип 1»). 2. Композиции, в основе которых лежит мелодический ходы типа A(Am) – G – F – E(E7), Am – F – E(E7), F – E(E7) и их производные (далее «тип 2»). Основами фламенко принято считать сочетания на основе типа 1. Не случайно в репертуаре фламенко-гитаристов преобладают именно такие, мажорные и «солнечные» по духу, мелодии. Однако, как было сказано, в корнях происхождения фламенко как гитарной музыки лежат также древние индийские мотивы, которые как раз более близки по строению к типу 2. Собственно этот тип и хотелось бы рассмотреть подробнее как наиболее, на мой взгляд, отражающий истинный дух музыки фламенко. Начнем с самой структуры композиции. Большинство композиций типа 2 заканчивается мажорным ладом Ми, который в контексте мелодии никак нельзя назвать завершенным. Однако, этим ладом (E) завершаются почти все музыкальные темы. Все вариации, обыгрывающие мелодический ход Am – G – F – E завершаются ладом Ми, хотя уместнее был бы Ля – он устойчив, не требует разрешения и в контексте окружающих его ладов «Ля» как раз и является минорной тоникой. Таким образом, в ходе композиции Ми-мажор вопреки всем правилам начинает восприниматься как тоника. Иногда в завершающем мотив аккорде (Е) добавляется нота фа (я бы даже сказал, именно ми-диез), и подобное сочетание звучит более чем тревожно. Незавершенность обусловливается не столько самим ладом Ми-мажор по отношению к остальным ладам музыкальной темы, сколько режущим слух интервалом секунда. Тем более – малая секунда, как в нашем случае. Получается полное противоречие: тревожная, незаконченная, неустойчивая тоника. Например, такая: или Более ярко это прозвучит на гитаре в следующем виде: Если прослушать этот отдельно взятый аккорд, то с трудом верится, что к нему постоянно возвращаются все темы, звучащие в композиции. Но, тем не менее, чаще всего это именно так. Другими словами, в аккорде ми-мажор с дважды повторяющимся основным тоном в одном случае это будет ми, в другом – ми-диез (фа). Если обратиться к разделу физики, изучающему основы человеческого слуха и восприятия звука, то можно увидеть, что интервал малая секунда (-2), добавленная в рассмотренном сочетании Ми-мажор-2, придает своеобразный новый оттенок данному аккорду. Кроме основного тона «ми», человек в первую очередь человек различает чистую квинту «си», во вторую очередь – большую терцию «соль-диез», и только в последнюю очередь – диссонанс малая секунда (либо малая нона, если в аккорде эта секунда берется через октаву).Мы исключаем, разумеется, линейный слух, при котором человек различает только унисон и октаву. Далее затрагиваются уже субьективные аспекты восприятия музыки человеком. Одним нравится позитивный яркий аккорд – мажорное трезвучие, другие любят «изюминку» в виде уменьшенных вводных септаккордов или проходящих звуков, создающих диссонансы… Для дальнейшего анализа следует отойти от анализа с точки зрения сольфеджио и физики. Надо сказать, что далее трудно рассматривать испанскую музыку в чисто теоретическом разрезе, поскольку её основой является «дуэнде» - некий мистический дух, экспрессия, проще говоря – «искра», вызывающая эмоциональный настрой у аудитории. Многие используют этот термин в значении «дьявол», и в этом есть свой смысл – музыка фламенко в традициях древнеиндийского «канте хондо» выражает эмоции не всегда яркого позитивного характера. Итак, экспрессия. Умение делать музыкальную тему выразительной состоит, помимо эмоционального настроя, из стандартных технических приемов игры: замедления или ускорения темпа в определенных музыкальных фразах, варьирования громкости исполнения – от еле слышимого перебора до «ядерной» дроби (расгеадо); а также от самих методов извлечения звука (как правой, так и левой рукой). Так создается дух произведения – та самая искра «дуэнде». Рассмотренный в представленных выше схемах аккорд как раз можно назвать экспрессивным из-за диссонанса, возникающего с добавлением малой секунды. Это наиболее яркий пример «дьявольского» аккорда, соответствующего духу фламенко, но пример далеко не единственный. При проигрывании пассажей (каскада одиночных звуков) достаточно увидеть модуляции и отклонения в гармонический или мелодический минор, чтобы понять, какое разнообразие для творчества дает сама идея токе фламенко. |
|